«Музыка может быть сильнее слов»

15.09.2015

«Музыка может быть сильнее слов»

«Музыка может быть сильнее слов»

По каким параметрам выбираются произведения для благотворительных концертов, как классическая музыка может сделать общество милосерднее, а Бетховен – помочь бездомным людям, размышляет Михаил Голиков, главный дирижер и художественный руководитель Международного симфонического оркестра «Таврический».


- Михаил, расскажите, с чего началась ваша дружба с «Ночлежкой» и когда?

- Осенью 2014 года «Ночлежка» предложила нам сделать совместный проект – концерт, призванный привлечь внимание к проблеме бездомности и собрать деньги на работу организации. Мы сразу решили, что было бы здорово воссоздать традицию рождественских благотворительных концертов, которые очень популярны в Европе. Это хорошая западная традиция, когда перед или после Рождества люди наслаждаются классической музыкой в церквях, думая о каких-то важных вещах, в том числе помощи нуждающимся. Концерт прошел в январе 2015 года в Петрикирхе – месте, где он, наверное, и должен был пройти. Это лютеранская церковь, которая является одним из хороших центров западноевропейской философии. Все католические приходы за рубежом занимаются такой помощью, такими концертами, и это уже многовековая история.


У нас такая традиция тоже была, особенно активно подобные концерты проходили в 90-е годы. Но в последнее время их стало намного меньше, поэтому мы подумали, что возродить ее – дело очень хорошее и важное.


- Вы выступали для «Ночлежки» и на летнем концерте в Петрикирхе. Он чем-то отличался по философии от рождественского, именно с музыкальной точки зрения?

- Были идея сделать зимой концерт-притчу: рассказывая библейские и философские притчи, мы хотели помочь публике задуматься, и, слушая музыку, открыть что-то в себе. Но даже без притч все получилось очень понятно и объемно: благодаря музыке люди только укрепились в том, ради чего они пришли на этот концерт.

Такой же формат мы сохранили и для летнего концерта, но расширили репертуар, в нем участвовал оркестр большего состава. Если зимой в основном были струнные, то летом добавились духовые инструменты, а также приглашенные артисты из Китая. Но философия и адресность второго концерта осталась неизменной.


- А как вы подбираете программу для благотворительных концертов?

- Вы знаете, благотворительный концерт благотворительному концерту рознь. Например, на благотворительном балу, который мы проводим в Таврическом дворце, собирается публика, которая хочет сделать пожертвования. А иногда этот бал, наоборот, собирает тех, кому нужна помощь – детей с синдромом Дауна, из детских домов, пациентов хосписа. В таком случае мы стараемся нашу программу наполнить позитивом, ощущением радости того момента, в котором люди живут. Потому что кто знает, что будет завтра, а людям нужно сегодня почувствовать радость, заботу и счастье. Поэтому я составляю соответствующую программу.


Когда приходят люди, которые хотят поддержать нуждающихся, моя цель – помочь им задуматься на философские темы. И для этого я, например, подбирал программу и для концертов «Ночлежки». Я старался, чтобы в каждом произведении поднималась какая-то очень важная серьезная тема. Тема философская, историческая, жизни композитора. В летнем концерте ею стала музыка Бетховена. Такой выбор не случаен: мне хотелось, чтобы слушатели, среди которых много молодежи, почувствовали, как борется художник, настоящая сильная личность, как через работу со своим духом он не сдается перед большой бедой своей жизни. И как это проявляется в музыке.


Все произведения в программе обладали своей философией. Взять хотя бы исполнительницу Ян Цзин, приехавшую из Китая, которая играла на народном инструменте пипа. Она сыграла фантазию «Девочки на лугу», очень библейскую историю. Маленькие девочки, которые пасли овец, встретили ураган, но они не испугались, а укрыли стадо, спасли его. Каждый увидел там что-то свое: кто-то Евангелие, кто-то философское отношение к ближнему, а кто-то – дружбу между миром животных и миром людей.


- Ничего себе, какой музыка, оказывается, мощный инструмент!

- Музыка может быть сильнее слов. Сейчас слово «помогите» как-то опошлили, кто-то сделал на нем бизнес, кто-то пиар. Мне это страшно не нравится. Мне бы хотелось, чтобы люди открыли для себя музыку как в высочайшей степени универсальный язык. Это было мое личное желание в этом проекте, конечно, после желания помочь «Ночлежке» в ее очень благородном деле.


- Вам это действительно удалось, мы собрали на двух концертах больше 200 000 рублей. Это большая сумма, с  учетом того, что бездомным людям не очень охотно помогают.

- Конечно, это капля в море в том объеме работы, который проделывает «Ночлежка». Я вижу, что вы делаете, и поэтому мы отозвались на просьбу выступить  в пользу организации. Например, я живу на Васильевском острове, и на протяжении многих лет наблюдаю, как приезжает «Ночной автобус», с едой, одеждой, участием. И «Ночлежка» помогает одной из самых непростых категорий нуждающихся людей.

Поэтому дай Бог и дальше собирать деньги и, главное, привлекать внимание неравнодушных людей. В России отзывчивых людей очень много, наша страна богата ими.


- Ваш оркестр активно участвует в благотворительных мероприятиях. Это много времени отнимает?

- Напрямую благотворительные это наши концерты для детей и выступления в пользу «Ночлежки». Но сюда же, наверное, можно отнести неделю бесплатных концертов классики для студентов. Целую неделю каждый день мы выступаем в разных вузах города, чтобы познакомить молодых людей с классической музыкой. Чтобы они не шли, тратя свою скудную стипендию, в филармонию, а познакомились совершенно безвозмездно, да еще и в своем учебном заведении. Наверное, это тоже благотворительный проект – мы помогаем получить бесплатно небольшую часть культурологического и общеэстетического образования.

Но сейчас мы сами постоянно пребываем на острие выживания, поскольку не являемся государственным коллективом, поэтому при всем желании давать больше благотворительных концертов мы не можем.


- А на какие средства  вы существуете?

- У нас нет государственного финансирования, с 2009 года у нас была одна госсубсидия. В основном, существуем на средства из бизнес-среды – у нас есть большой клуб поклонников, которые стараются помогать оркестру. Сейчас это, конечно, становится намного тяжелее, но мы не унываем.


- Это так здорово, что пребывая в поисках средств на работу оркестра, вы помогаете «Ночлежке» зарабатывать деньги для нее!

- Потому что мы хорошо понимаем, какую нужную работу делает ваша организация. И помощь ей – это абсолютная величина.