Вячеслав Малафеев: «Человек может помогать другим, когда он сам крепко стоит на ногах»

17.09.2015

Вячеслав Малафеев: «Человек может помогать другим, когда он сам крепко стоит на ногах»

Вячеслав Малафеев: «Человек может помогать другим, когда он сам крепко стоит на ногах»

«Ночлежка» продолжает разговаривать с интересными людьми о проблеме бездомности. Что формирует внутренний стержень в человеке, как воспитывать в детях милосердие, откуда берется настрой и командный дух футболистов, о собственной роли на поле и в своем деле после спорта рассказывает легендарный вратарь «Зенита» - Вячеслав Малафеев.


- Вячеслав, история такая: Иван родился в Ленинграде, все как обычно – школа, армия, женитьба, работа электриком. Разошлись с женой, вернулся к матери. После ее смерти Иван оказался на улице – сестра с мужем выселили его из квартиры: опоив мужчину, они получили от него отказ от владения недвижимостью. Иван оказался в приюте «Ночлежки» уже после нескольких лет скитаний и жизни на улице с серьезными проблемами здоровья. Сейчас наши специалисты помогают мужчине оформить инвалидность и устроиться в дом для инвалидов. И подобных историй бездомных тысячи каждый год.

- Если человек подписывал документы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и этот факт будет доказан соответствующими независимыми организациями, то есть все основания опротестовать эту сделку.


-  К сожалению, такие истории часто осложняются тем, что люди лишились недвижимости много лет назад, и доказать что-то уже практически невозможно.

- Существует срок исковой давности и, если он меньше трех лет, то по любым ситуациям можно работать.


- Примерно 25% людей, которые приходят за помощью в «Ночлежку», – это жертвы мошенничества. Их обманывают родственники или, так называемые «черные риелторы». И проблема в том, что когда человек оказывается на улице, очень часто у него нет денег, чтобы обратиться к квалифицированным юристам.

- Да, понимаю. Конечно, если с улицы придет грязный человек, который скажет «меня выкинули из квартиры, у меня нет денег, помогите», то в 90% случаев ему откажут.

Конечно, я не Робин Гуд, но я готов помогать вашим подопечным в сложных юридических ситуациях (Вячеслав Малафеев – собственник агентства недвижимость «М16-Недвижимость», – прим.ред.). У меня есть сотрудники, которые компетентны в подобных вопросах. Их рабочее время я уже оплатил, поэтому  иногда они смогут безболезненно помогать вам.


- Вячеслав, спасибо большое! Какой неожиданный поворот нашей беседы.

Есть такая серьезная сложность: когда человек попадает на улицу, он буквально за несколько дней теряет свой, скажем так, «товарный вид». Ему негде помыться, не во что переодеться, из-за этого он уже не может найти работу. Так он очень быстро опускается - теряет документы, или их у него крадут. Без них становится уже совсем тяжело: не устроиться на работу, не получить медицинский полис, не оформить пенсию... Да и пару раз столкнувшись с неуважительным отношением, любой начнет терять и самоуважение и веру в себя.

- Если человек не жил, а просто прозябал, и вдруг оказался на улице, то мало шансов, что внутренний дух ему поможет. Потому что он уже давно потерял моральные силы и веру в свое хорошее существование.

Но если кто-то оказался на улице, став жертвой мошенничества или неправильного поведения со стороны родственников, то у него, вероятнее всего, есть друзья и знакомые, которые готовы посодействовать, кто советом, кто едой, а кто-то возможностью на время приютить. Если люди видят, что есть стержень, что человек готов бороться за себя, конечно, ему помогут. К тем, кто преодолевает трудности, обстоятельства поворачиваются лицом.

Падения в жизни могут быть разные: семейные обстоятельства, финансовые крушения, неуспехи в карьере, даже сложности с изначальным социальным статусом. Мы, например, жили ниже среднего. Конечно, не бедствовали, но и не шиковали. Кормили родители нас нормально, ездили в деревню – и хорошо. Но о поездках за границу, о дорогой одежде, машине в раннем возрасте и речи не было.

Так что приходилось всего добиваться самому. Если у человека есть характер, он обязан не опускать руки и найти решение. Не с первого раза, не со второго, даже порой не с десятого. Статистика говорит, что с седьмого касания практически любой добивается своего. Это работает, как в бизнесе, так и жизненных ситуациях.


- Все, что вы говорите, справедливо. Но люди часто оказываются на улице в состоянии большого психологического потрясения. Мало того, что они каждый день должны пытаться выжить в непривычном и недружелюбном уличном мире, но еще и переживать предательство родных или обман мошенников. Одновременно с этим думать о собственном бессилии, видеть настороженное и даже агрессивное отношение окружающих.

Я была бы очень рада, если внутренний стержень, о котором вы говорите, был у всех. Но «Ночлежка» за год помогает более чем 10 000 человек. Каждый год только в социальную службу нашего фонда мы получаем около 2000 новых обращений. И это только в нашу благотворительную организацию. Так что получается очень много людей, сломленных из-за чего-то, и, у которых уже нет внутренних сил.

- Дети в детских домах в похожей ситуации.


- Да, и тысячи из них каждый год оказываются на улице по достижении совершеннолетия. Или государство им не выделяет положенное по закону жилье, или их обманывают мошенники, или даже продают полученное жилье, не осознавая всю опасность и серьезность такого решения. Привычка, что дадут еще.

-  Такие дети совершенно не социализированы, и они находятся в неравных условиях с обществом. И в беде им не на кого опереться, нет  человека, который убережет их от дурной компании, криминала, воровства, легких денег.

Хотя бы частично решить проблему воспитанников детдомов должно усыновление. Нужно как можно больше говорить об этом, нужна пропаганда этого хорошего дела. Сейчас процедура усыновления настолько бюрократическая, а потенциальных приемных родителей органы опеки оценивают с такой скрупулезностью, как будто богатый детский дом даст ребенку больше, чем не самые обеспеченные родители.

А если дети уже в таком возрасте, что их усыновление малореально,  нам помощь может прийти спорт. Он воспитывает сильных людей. Страсть и увлечение научат ребят постоять за себя и закалят их характер.


- Как вы думаете, как нужно в детях воспитывать милосердие? Мысль о том, что это нормально – помогать попавшему в беду человеку, даже чужому.

- Сострадание воспитывается внутри семьи, и это могут быть церковные традиции или пример родителей для детей. Я много разговариваю со своими детьми, я рассказываю им, как я вижу ту или иную ситуацию, не стесняясь этого.

Человек может помогать другим, когда он сам крепко стоит на ногах. Полгода назад мы начали активно реализовывать благотворительные проекты в рамках работы моей компании “М16-Недвижимость”.  Нам уже удалось  помочь ребятам из детских домов и ветеранам (в мае этого года «М16-Недвижимость» собрала детей из нескольких учреждений в летние лагеря, а в августе купила бытовую технику и путевки в санатории ветеранам, – прим.ред.). Чем больше будем развиваться, тем большему количеству людей сможем помочь.


- Как вы думаете, благотворительность известных людей должна быть публичной?

- Все состоятельные люди помогают кому-то, но каждый делает это по-своему: одни создают собственные фонды, а другие совсем не говорят об этом, не желая, чтобы думали, что это ради пиара.

Но в общественном сознании получается парадоксально: если ты не говоришь, что кому-то помогаешь, значит, не помогаешь. А если говоришь – значит, пиаришься, «лучше бы ничего не говорил, а просто помогал».


- Какое значение в футболе имеет настрой на игру? Как он формируется?

- В первую очередь, за счет веры в себя и в свои силы.  Если не веришь, что ты можешь, тебе будет очень сложно настроиться на победу. Если ты настроен на победу, на самопожертвование, на командный дух, то выложишься на все 100. Если думать: «Да какая разница, мы выиграем или они, это же просто футбол, от этого никто не пострадает», то ничего не выйдет. Побеждает тот, кто готов отдать все. И при этом у него может быть даже меньше мастерства и более скромные физические данные.


- А в формировании командного духа возникают сложности с легионерами из-за языкового барьера, культурной разности?

- Это не имеет никакого значения. Мы же не собираемся за полтора часа до игры со словами: «А, давай, побежали!».

Это заблаговременные тренировки, режим, мысли о сопернике, настрой на игру. Это целая цепочка. И когда мы выходим на футбольное поле, все, что мы делали недели, месяцы, годы – выливается именно в игре.


- Вы как вратарь ощущаете себя «тренером на поле»?

- Нет. Конечно, иногда я завожусь до такой степени, но чтобы прямо за счет этого настроя тащить всех за собой – такого не бывает. У меня позиция другая: вратарь должен вызывать у футболистов спокойствие. Лучше пусть они будут уверены, что, если мяч туда полетит, то его поймают, бросят вперед, и все будет хорошо. Дальше дело в подсказках, а для этого необязательно орать. На матче всегда шумно, поэтому важно до игры объяснить, в каком случае кому и  куда надо бежать.

И вот так, потихоньку, притираешься с каждым, и все игроки уже знают, что сзади вратарь, в какой части штрафной он в этот момент. И тут уже игрок понимает, что ему делать.


- Знаете, что будете делать, когда оставите спорт?

- Да, буду заниматься бизнесом. Играя в футбол, я был менее полезен, чем сейчас – потому что сейчас в моей компании работает более 70 человек. Давая рабочие места, я уже делаю важные вещи для общества. Я недавно начал осознавать это.