Искусство без дома

Музеи рассказывают об экспонатах, которые не могли найти свое место

Искусство без дома

Искусство без дома
У каждого человека, который приходит в Ночлежку за помощью, есть своя история. Эта история — из побед и поражений, смены городов и стран, этапов растерянности, неопределённости и поиска своего места в мире. Такое бывает и в сфере культуры: картины и другие предметы искусства становились «бездомными» по разным причинам — из-за закрытия галерей, войн, смены владельцев или других обстоятельств. Смотря на картину или скульптуру, мы признаём этот трудный путь, как важный эпизод — но не определяющий её ценности.

Мы рассказываем о том, что от бездомности никто и ничто не застрахован. И никакие жизненные обстоятельства не отберут у человека его достоинства и права на помощь — как невозможно забрать у произведения искусства его красоту и права быть увиденным.

Четыре крупных российских музея — Государственный Эрмитаж, Музей Москвы, Музей русского импрессионизма и Еврейский музей и центр толерантности — рассказывают о своих «скитавшихся» экспонатах, которые переезжали с места на место, были забыты или выкинуты за ненадобностью — то есть столкнулись с обстоятельствами, которые схожи с причинами фактической бездомности. Кампания «Искусство без дома» приурочена ко Дню бездомного человека — 30 марта. Это день солидарности с людьми, которые оказались на улице. Мы разработали её вместе с креативным агентством After Agency. Музеи говорят об акции в своих социальных сетях и музейных пространствах.

Еврейский музей и центр толерантности рассказывает о том, как двери дома из Тульчина были обнаружены и выкуплены этнографами в 2005 году. Они стали одним из немногих аутентичных свидетельств жизни еврейских местечек.

photo_2025-03-22_12-10-20.jpg
Тульчин, фотография из архива Еврейского музея и центра толерантности

След картины Николая Богданова-Бельского «Лето» был потерян почти сто лет назад. Работу художник написал в усадьбе Пожинки Удомельского края. Картина экспонировалась на 40-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Посетители Музея русского импрессионизма могут узнать, как в его собрании оказалась возвращенная в Россию работа.

Музей русского импрессионизма.jpg
«Лето», 1911 год. Николай Петрович Богданов-Бельский. На выставке «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Музей русского импрессионизма

Музей Москвы рассказывает про то, как институция за свою долгую историю не раз меняла адреса и названия и в конце концов нашла свой дом в Провиантских складах.

fasad02-620x349.png
Современное здание Музея Москвы в здании Провиантских складов на Зубовском бульваре

Историю картины «Оплакивание тела Христа», одного из случайно сохранившихся произведений Жака Белланжа, раскрывает Государственный Эрмитаж.

fshow.jpg Белланж, Жак-Шарль, Оплакивание Христа. Франция, 1616-1617 гг.

«Музей помогает людям не нравоучениями, но примером. У произведений искусства всегда есть “биография”, порой сумбурная и непростая. Они часто мыкаются по миру, но музеи помогают им найти свой дом. Так они подают пример обществу», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

А 29 и 30 марта в Музее русского импрессионизма и Еврейском музее и центре толерантности пройдут экскурсии, где можно узнать про картины и другие предметы искусства, которые временно оставались «без дома».

«Поднимая проблему бездомности, мы открываем двери для важного диалога и разрушения стереотипов о бездомном человеке. Искусство помогает говорить об этой сложной теме через предметы, которые когда-то потеряли дом, показывая, что бездомность может коснуться каждого» — отметила Аюна Мархаева, куратор отдела инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности.

«Зачастую в своем творчестве художники высказывались на важные социальные темы. Художественный музей сегодня тоже может это делать, обращаясь к искусству. Освещая проблематику доступными музею методами, повышая уровень осведомленности, мы маленькими шагами приближаемся к решению насущных проблем в обществе» — Елизавета Кабаева, куратор программ доступности и инклюзии Музея русского импрессионизма.

Переезд в другой город в поисках работы, утрата документов, удостоверяющих личность, — основные причины бездомности. Узнайте больше о том, как люди оказываются на улице на странице Кто такие бездомные.

Спасибо

Благодарим креативное агентство After Agency за разработку идеи и музеи-участники: Государственный Эрмитаж, Музей Москвы, Музей русского импрессионизма и Еврейский музей и центр толерантности за то, что говорите о бездомности вместе с нами.

Вы тоже можете помочь

Поддержите Ночлежку

Тип пожертвования

Вы выбрали регулярные пожертвования. Это значит, что раз в месяц с вашей карты автоматически будет списана выбранная сумма.

Именно благодаря регулярным пожертвованиям мы можем непрерывно помогать людям, которые попали в беду. Спасибо вам.

Вы выбрали разовое пожертвование. Большое спасибо за вашу поддержку! Мы дорожим любой помощью. Также вы можете оформить регулярные пожертвования Ночлежке – благодаря им мы можем непрерывно помогать людям, которые попали в беду.

Сумма пожертвования

480 рублей позволят одному человеку переночевать в Ночном приюте

699 рублей позволят одному человеку прожить день в Реабилитационном приюте

990 рублей позволят накормить 5 человек в Ночном автобусе

1 500 рублей позволят пяти людям переночевать в Ночном приюте

2 870 рублей позволят 10 людям переночевать в пункте обогрева

Нажимая на кнопку «Помочь», вы соглашаетесь с условиями оферты, политики в отношении обработки и защиты персональных данных и даёте согласие на обработку своих персональных данных.

Именно благодаря регулярным пожертвованиям мы можем непрерывно помогать людям, которые попали в беду.

Вот чего удалось нам достичь за годы работы:

более 45 000

человек получили
помощь Ночлежки

более 780 000

порций горячего
ужина раздали
волонтеры Ночного автобуса

более 50 000

консультаций дали
соцработники Ночлежки

Все мероприятия