«Работа с "Ночлежкой" дала мне понять, насколько разные люди оказываются на улице»

18.07.2016

«Работа с "Ночлежкой" дала мне понять, насколько разные люди оказываются на улице»

«Работа с "Ночлежкой" дала мне понять, насколько разные люди оказываются на улице»

В июне 2016 года «Ночлежка» запустила новую версию сайта, над которой два года бесплатно трудились профессионалы из сообщества Specia. Полгода сооснователь дизайн-студии Aidem Саша Куценко занимался его проектированием и дизайном. Он рассказал, чем этот вызов был полезен с профессиональной и человеческой точки зрения; какая интересная идея пришла ему в голову во время работы над сайтом «Ночлежки» и почему поддержка благотворительных проектов имеет бизнес-эффективность для коммерческих компаний.

 

- С чего началась твоя дружба с «Ночлежкой», как ты начал ей помогать?

- Наша компания состоит в профессиональном сообществе Specia, которое объединяет студии Петербурга и других городов. Я увидел в группе Specia в Фейсбуке пост: «Ребята, мы хотим помочь «Ночлежке», надо сделать новый сайт. Отзовитесь кто хочет». И у меня мгновенно появляется мысль – надо успеть откликнуться, потому что был уверен, что сейчас налетит народ, и мне ответят, что уже нашелся человек. И я тут же написал, что готов взять на себя проектирование.

Тогда я увидел этот пост совершенно случайно, открыв ленту Фейсбука в телефоне: в тот миг я не ждал никакого срочного звонка или сообщения, и вообще я был в гостях у друга.  Но когда я прочел это сообщение, раздумий не было никаких – я хочу этим заниматься!

Уже после того, как я выразил свою готовность помогать, на долю секунды появилось волнение: «Что я сделал? На что я подписался?»

Но это ощущение прошло практически сразу, и за все месяцы работы я ни разу не пожалел о своем решении.

 

- А когда ты отозвался на просьбу помочь «Ночлежке», ты что-нибудь знал про организацию, про ее работу?

-  Сейчас мне уже сложно вспомнить. Может быть, что-то слышал, или совсем ничего не знал.

 

- Удивительно, что ты – человек, который работает с информацией, –прежде чем понять, готов ли ты бесплатно помогать организации, не зашел тут же на ее сайт!

- Понимаешь, это было что-то внутри, такое ощущение, что вселенная предлагает тебе сделать что-то новое, что-то  доброе. Это был отклик на таком уровне. К тому же у меня высокий уровень доверия к тому, что предлагают в группе Specia.

Я считаю, что нужно принимать вызовы, которые тебе предлагает жизнь – и это выведет тебя на что-то интересное. Это был как раз такой челлендж. И благодаря работе над сайтом «Ночлежки» я познакомился с кучей интересных людей, я чувствую удовлетворение результатом. Хотя, конечно, его еще надо дорабатывать.

 

- Как проходил этап проектирования? Что он включал в себя?

- Начиная работать над сайтом, нужно обязательно пощупать, погрузиться в тему – я всегда это говорю своим студентам. Мы встретились с ребятами из «Ночлежки», они рассказали мне об организации, мы искали ответ на вопрос, какой должен быть основной посыл сайта.

После этого ребята провели мне экскурсию по приюту, и у меня до сих пор такой кадр в голове – женщина 50-55 лет около кабинета консультационной службы говорит: «Как мне быть? Где мне сегодня ночевать?». И она не замечает меня, а обращается только к Насте, которая показывала мне здание. Это вклинилось как врезка в тот видеоряд, который я видел в «Ночлежке», который я нормально воспринимал – я понимал, куда шел. Но это был очень живой фрагмент в той экскурсии, эта женщина с вопросом: «Что мне делать?».

Потом я раз 20 прочитал весь сайт «Ночлежки», еще ребята присылали много материала – нужно было погрузить в себя всю информацию, чтобы понять, как ее компоновать, от чего можно отказаться.

Затем была достаточно цикличная фаза: я готовил презентацию каждой страницы сайта, мы обсуждали ее с ребятами из «Ночлежки», корректировали, дорабатывали – и так прошли каждый экран. Подготовка макетов, подготовка микротекстов, затем уже верстка, которой занимались другие коллеги из Specia, которые откликнулись на призыв о помощи.

 

- Много времени у тебя заняла работа над сайтом «Ночлежки»?

- Этап проектирования нового сайта в общей сложности занял почти полгода, в это время я работал в свободное время, вечерами и ночами.

 

- Ого, как долго! Ни разу не пожалел, что согласился?

- С самого начала я отдавал себе отчет в том, что это будет большой труд. Я ни разу не ставил под сомнение качество работы, тут неважно – платно или бесплатно ты ее делаешь. Это парадигма нашей студии, и я транслирую это всей команде. Если делаем, то делаем хорошо.

Тратить нужно столько времени, чтобы на выходе был качественный продукт, чтобы у тебя самого было чувство удовлетворения.

Впереди еще много работы – сейчас собираем обратную связь пользователей, наблюдаем за поведением посетителей на сайте, смотрим метрики. Реальная жизнь продукта всегда отличается от того, что было написано на бумаге, поэтому мы еще будем вносить немало правок. Только так и нужно делать, чтобы сайт по-настоящему заработал.

Это процесс подобен работе над собой – никогда не останавливаешься, всегда что-то редактируешь.

 

- А тебе было неожиданно осознать, что твои профессиональные навыки могут быть полезны бездомным? Не кормить людей, не сопровождать их в государственные инстанции – но опосредованно помогать им, поддерживая «Ночлежку»?

- Я понимал, что волонтерство – это не обязательно непосредственный контакт с благополучателями, это немного шире. Зато сейчас, отталкиваясь от моего опыта помощи «Ночлежке», я хочу организовать системную помощь благотворительным организациям. Мне хочется создать место, куда профессионалы приходили бы с той же мотивацией, что была у меня, и бесплатно помогали общественным организациям создавать хорошие сайты. У благотворительных организаций, ученых нет денег и связей, чтобы делать сайты, которые здорово могли бы рассказать про их важную работу.

 

- Да, Саша, ты прав. Сделать благотворительность привлекательной для широкого круга без хорошего сайта невозможно: общественные организации конкурируют за внимание людей с коммерческими компаниями, у которых есть ресурсы, чтобы выпускать качественные и технологичные информационные продукты. Каким добрым и важным делом ни занималась бы благотворительная организация, с плохим сайтом она будет интересна только узкому кругу очень мотивированных людей.

А как твои друзья и коллеги относятся к тому, что ты помогаешь «Ночлежке»?

- Никто не удивляется, зная меня, все относятся к этому очень спокойно. Ни от одного человека я не почувствовал удивления или непонимания, зачем я взялся помогать бездомным. Даже больше того, сейчас мой коллега Гаврил Перов включился в работу над сайтом «Ночлежки», он проверяет качество верстки, дает комментарии разработчикам. Я его не приглашал, он сам предложил свою помощь, за что я ему очень признателен.

 

- А ты помнишь, что думал про бездомных людей до того, как начал помогать «Ночлежке»? У тебя как-то изменилось представление о проблеме после того, как ты погрузился в эту тему?

- Я всегда относился к бездомным как к самым обычным людям. Например, хам вызывает у меня раздражение, а грязный пахнущий человек, который обращается ко мне за помощью, – нет.

Еду голодному человеку я покупал и до «Ночлежки».

Так что отношение мое не изменилось, но я узнал много нового. Я действительно не думал, что в Петербурге так много бездомных, что такое количество людей оказывается на улице. И еще не знал, почему они попадают туда – социум донес мне другие причины, но никак не мошенничество с недвижимостью и семейные проблемы.

Хотя я никого не жалею: если человек становится бездомным, значит, это нужно для него почему-то, это его путь. Но это не значит, что этим людям не нужно помогать.

Работа с «Ночлежкой», скорее, дала мне понять, насколько разные люди оказываются на улице.

 

- Саша, как ты думаешь, позволить себе заниматься благотворительностью могут только крупные компании с серьезными бюджетами? Или тут дело не в финансовых оборотах, а в отношении руководителя?

- Это зависит не от размера компании, но со стороны бизнеса благотворительность должна быть эффективной.

На мой взгляд, коммерческие компании должны участвовать в благотворительных проектах, исходя из своих будущих преференций: для крупной компании – это повышение лояльности к себе. Для маленькой – привлечение внимания к себе, возможность приобрести новых клиентов.

Но принимать такое решение даже с точки зрения пользы для компании может только руководитель, у которого есть осознанность в голове, в сердце.

 

- А что конкретно для вашей компании с точки зрения эффективности значит поддержка «Ночлежки»? Какую пользу вам приносит то, что внизу нашего сайта написано, что проектированием сайта занимались Саша Куценко и студия Aidem?

- Не сказать, что от этого мы ждем повышения трафика на наш сайт, но какая-то конверсия произойти может. Это микродовесок в сторону расширения базы клиентов.

Вообще в этом случае мы не ждем новых клиентов: вряд ли среди посетителей сайта «Ночлежки» есть сотрудники компаний, которые готовы заказывать у нас сайты – как правило, это крупные заказчики.

Другое дело – это скорее некий эмоциональный довесок, это характеризует нашу компанию: она не просто делает сайты на потоке, а она еще и такими хорошими вещами занимается. И вообще там люди работают, у них есть живые желания, стремления, ценности.

Это такого рода актив, он характеризует Aidem с человеческой стороны, демонстрирует не только то, как мы делаем свою работу, но и то, что мы в нее вкладываем.