Ночлежка разработала универсальный пункт обязательств, который любая компания может включить в свои договоры. В нем прописано, что подрядчик и его субподрядчики не имеют права привлекать к работам людей из рабочих домов.
Они обязаны гарантировать, что все участники получают справедливую оплату, могут свободно покидать место работы и трудятся по своей воле.
Этот призыв к бизнесу — часть кампании, направленной против рабочих домов и трудового рабства.
О чем речь?
Рабочим домом можно считать любую форму «серой» или нелегальной коллективной занятости, при которой труд наемного работника полностью или частично оплачивается не денежной компенсацией, а предоставлением койки в общежитии и питания. Проще говоря, рабочий дом — это хостел, где люди работают частично за крышу над головой и иногда еду, причем получают оплату не напрямую от работодателя по рыночной ставке, а от посредника, не будучи официально трудоустроены.
Вопреки стереотипу, рабочие дома — не альтернатива бездомности, а одна из её составляющих и причин. Рабочий дом может быть некоммерческой организацией — в этом случае он обычно маскируется под «реабилитационный центр» или другую помогающую организацию со словами «трудолюбие», «терапия» или «реабилитация» в названии. В некоторых рабдомах у людей забирают документы, если они есть. Где-то платят живые наличные деньги — всегда ниже рыночной ставки, где-то не платят вообще. Где-то приняты телесные наказания и насилие, где-то — нет. Некоторые рабочие дома образуют сети по всей России, другие ограничены одной квартирой многоквартирного дома.
Бизнес рабочего дома — это аутсорс рабочей силы. Владельцы такого учреждения сдают в аренду рабочих, получая аккордную плату за человеко-часы. Чаще всего их услуги востребованы на стройках, а также на других проектных или сезонных неквалифицированных работах. Это может быть разборка зданий, мусорная отрасль, сельхозработы, благоустройство и так далее. Прибыльным этот бизнес делают нелегальное трудоустройство, чаще всего без оформления каких бы то ни было документов с работниками, и сокрытие доходов.
Когда человек покидает рабочий дом, уходя бесконфликтно или сбегая, он оказывается в той же точке, из которой туда попал, или в худших обстоятельствах: потеряно время, здоровье, сильно расшатана психика из-за тяжелой монотонной работы и унижений, агрессии, постоянной неуверенности в завтрашнем дне. Пребывание в рабочем доме — это всегда длящаяся травма, даже если отношение к человеку там относительно гуманное, без побоев и депривации сна из-за работы. А если к нему применяют насилие и заставляют работать сутками, все совсем печально, выбраться из этой ямы без помощи извне практически невозможно.
Ночлежка не питает иллюзий, будто пункт договора может избавить общество от рабочих домов. Цель этой кампании — назвать вещи своими именами, подчеркнуть, что дешевая рабочая сила нередко компенсируется страданиями реальных людей и нарушением их конституционных прав.
Фото: Павел Борисенко