Александр Друзь

Участник интеллектуальных игр, магистр игры «Что? Где? Когда?»

Александр Друзь

Александр Друзь
Читайте ниже интервью Александра о проблеме бездомности, которое он дал специально для Ночлежки. 

Как выстроить правильные отношения в семье, можно ли победить многовековую российскую коррупцию, кто может изменить систему и какими качествами должен обладать умный человек, размышляет магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь.

- Александр, одна из женщин, оказавшихся в приюте «Ночлежки», попала на улицу после продажи своей квартиры. В 1990-е годы женщина своими силами открыла небольшое производство по изготовлению макарон и, откладывая деньги десятки лет, смогла купить квартиру. В ней она жила со своим взрослым сыном. Молодой человек попал в криминальную историю, началось запутанное следствие. Представители правоохранительных органов предлагали матери помочь вытащить сына, испуганная женщина продала свою квартиру – и все деньги отдала следователям. Молодого человека отпустили, он уехал в другую страну. А его мать оказалась в «Ночлежке». 

- Почему правоохранительным органам хотелось денег? У нас что, правоохранительные органы живут на содержании тех, с кем работают? Это называется коррупция!

- Да, вы правы, но часто родственники людей, попавших под следствие, готовы заплатить, чтобы вытащить своих близких. И эта женщина осталась без квартиры, желая вытащить из тяжелой ситуации своего сына. Поэтому я задам вам, наверное, философский вопрос. Где должна заканчиваться ответственность родителей в отношении взрослых детей, которые уже сами должны отвечать за  свои поступки?

- Это сложно определить. Действительно, вопрос философский. На мой взгляд, семья – это некоторое подобие организма, и тяжело ответить на вопрос, когда голова должна перестать заботиться о руках или другой части тела.  В принципе, если в семье нормальные человеческие отношения, то правильный ответ – никогда. Под правильными отношениями я подразумеваю, прежде всего, взаимную любовь друг к другу и взаимную ответственность друг за друга как результат этой любви. 

- А как в детях формируется эта ответственность? Что должны делать родители, чтобы их дети выросли ответственными?

- Прежде всего, родители должны понимать сами, как писал Маяковский, что такое хорошо и что такое плохо. И объяснять это своим детям. Но одного объяснения недостаточно – нужно, чтобы объяснения соответствовали тому, как человек живет. Если родители говорят своим детям, что красть – грешно, и при этом не гнушаются взять что-то, что плохо лежит, то все их объяснения бесполезны. Потому что дети видят, как живут сами родители, и это гораздо важнее, нежели все красивые слова, которые взрослые могут произносить, оставаясь к ним равнодушными.

- А как же влияние общества на формирование ценностей ребенка? Оно может идти в разрез с тем, о чем говорят с ним дома родители?

- Общество далеко, а семья близко. Несмотря на то, что, по Энгельсу, семья лишь ячейка общества, семья является основой. Например, все первоначальные навыки общения с внешним миром ребенок получает в семье, и по мере его взросления роль семьи не уменьшается, а возрастает. На мой взгляд, неправы те родители, которые считают, что раз они отдали ребенка в школу, можно успокоиться, не задумываться о его образовании, воспитании, взрослении.

Если ты хочешь, чтобы твой ребенок вырос правильным и хорошим человеком, надо этим заниматься самому. Все равно как ручная сборка и конвейерная: понятно, что по итогам конвейерной сборки тоже получится продукт, но результат качественной ручной сборки несопоставим с ним.

- Наиболее распространенная причина бездомности – семейные конфликты, но каждый пятый человек житель улицы – жертва мошеннических сделок с недвижимостью. Как ни странно, они по-прежнему являются частью нашей жизни, а не остались в эпохе 90-х. Просто со временем несколько изменились схемы взаимодействия участников мошеннических сделок. Может ли государство выстроить эффективную систему страхования сделок с недвижимостью, чтобы никто не попадал на улицу?

- Насколько я знаю, такая система существует, но она требует определенных затрат от участников сделки, как финансовых, так и временных. Но жадность и глупость человеческую никто не отменял. Поэтому если хочется получить чуть-чуть больше денег, не прибегая к услугам профессионалов, вполне можно оказаться не только без этого небольшого приварка, но и без основного блюда, к которому этот приварок полагался. Поэтому надо прибегать к помощи дорогостоящих или, во всяком случае, проверенных юристов.

Надо здраво оценивать каждый свой шаг, не поддаваться желанию получить на грош пятаков – и тогда ты не будешь в зоне риска. Причем это касается любых отношений, в том числе и семейных. Надо быть уверенным в партнере, заниматься воспитанием своих детей, понимать, какие мотивы двигают людьми.

Это непросто. Это требует определенного опыта, определенных знаний, определенного образования. Но никто не говорил, что жизнь должна быть легкой. Именно в преодолении трудностей заключается прелесть нашей жизни. 

За каждым человеком государство не может ходить, мы должны сами помогать ему. Просто и у государства, и у людей возможности ограничены. Надо понимать, как использовать свои возможности и как использовать возможности государства оптимальным образом. 

Истории с людьми, которые оказываются на улице – это печальные истории. Хорошо, что есть такие организации, как ваша, которая им помогает. И хорошо, что есть люди, которые помогают таким организациям. Но в принципе жизнь испокон века, на протяжении последних трех-четырех тысяч лет, устроена несправедливо. Есть некоторые подвижки, но в целом эта несправедливость не искоренена, нигде.  Это надо понимать и стараться обходить ловушки, которые жизнь ставит людям на каждом шагу.

- Вы говорите не о высшем образовании, а о жизненной мудрости? А откуда она берется? 

- Образование вообще не имеет прямого отношения к уму, к мудрости.  Хорошо образованный человек может быть полным дураком, и наоборот – есть очень умные люди, которые не получили большого классического образования. С моей точки зрения, умный человек тот, который правильно воспринимает окружающий мир и адекватно реагирует на его вызовы, только и всего.

Нельзя все же не отметить, что образование позволяет легче обходить различные жизненные капканы, потому что с ним лучше понимаешь мир. Образование – это знания, но их нужно уметь применять. Если ты умеешь применять свои, пусть и небольшие знания, то тебе легче жить, то ты ближе к понятию «умный человек». А если ты обладаешь большими знаниями, но применять их не умеешь или применяешь неправильно, то, несмотря на свои знания, ты дурак.

- Очень часто люди не могут получить доступ к государственным социальным услугам, потому что им нужно собирать огромное количество справок, иметь регистрацию в определенном населенном пункте – или последнее место регистрации в случае с бездомными людьми. Люди не могут добраться до той помощь, на которую государство тратит много денег и ресурсов. При этом более гибкие и эффективно оказывающие помощь своим клиентам общественные организации не имеют доступа к тем ресурсам, которые есть у государства. 

- У нас вообще с бюрократизмом плохо. Точнее, поскольку его много, то ему хорошо. К сожалению, организационный аппарат еще не приспособился к новым условиям, хотя в XXI веке технологии позволяют отслеживать практически каждого человека и его жизненные передвижения. Государство делает какие-то шаги по облегчению жизни людям, процесса общения человека и государства, например, на портале «Госуслуги», который эффективно решает некоторые из вопросов. 

Государственно-частное партнерство – это перспективное направление для решения многочисленных социальных проблем. 

Есть организации, которые, как ваша, давно и эффективно занимаются конкретной проблемой, но хотелось бы, чтобы было большее слияние с государственными ресурсами.

Конечно, на этой волне будут попытки воспользоваться средствами не по назначению, к сожалению, у нас четырехсотлетняя традиция коррупции, но потихонечку мир меняется к лучшему, люди меняются к лучшему, и надо не бояться идти на эксперименты. 

- А какой момент вы определяет точкой отсчета для российской коррупции?

- Начало правления династии Романовых: тогда начинается направление воевод на кормление, нерегулярная выплата жалования. Продолжил эту практику Меньшиков, который предлагал чиновникам вообще жалования не платить, чтобы они жили за счет взяток. 

Человеческая психология меняется не быстро. Должны происходить потрясения для того, чтобы большая часть людей начала думать по-другому. У нас, несмотря на строгость законов, к каждому человеку городового, милиционера или полицейского не приставишь.

- А может ли стать лучше?

- Естественно, если каждый человек будет понимать, что брать чужое нехорошо, даже если оно лежит плохо, например, как потерянное. Нельзя брать то, что не принадлежит тебе.

- А что должно произойти, чтобы такое изменение коснулось каждого человека?

- Люди верующие должны понимать, что брать не принадлежащее тебе – грех, что за этим последует наказание, которое отнюдь не компенсируется общением со служителями церкви и выделением им некоторой части приобретенного таким образом дохода. Люди неверующие должны понимать, что есть нечто, что не дает этому миру пропасть, несмотря на многовековые усилия людей с этим миром покончить. Это можно называть как угодно – глобальным разумом, вселенской справедливостью, законами рока. И если ты не будешь этому нечто соответствовать, рано или поздно с тобой случится неприятность.

Если каждый будет возвращать найденный кошелек владельцу, то когда и сам человек потеряет кошелек, он получит его обратно.

- Часто люди, занимающие даже незначительные посты, говорят, что они закрывают на что-то глаза или ставят подпись там, где это необходимо, потому что так выстроена система, и если это не сделает он, то это сделает его начальник. Иначе самого работника уволят как неугодного, и он подчиняется установленному порядку, потому что «систему нельзя изменить».

- Это странные рассуждения, всегда можно найти способ остаться честным человеком. 

Если ты сам не воруешь, так и не воруй, и тебя никто не заставит. Какое тебе дело, если твой начальник берет взятки? Просто старайся, и когда твоего начальника уволят, или он уйдет на пенсию, займи его место и найми честных работников. Вольтер писал: «Надо возделывать свой сад», все перемены начинаются с себя.

- Как вы оцениваете уровень милосердия в российском обществе?

- У нас совершенно утеряна была традиция богоугодных дел: создание предпринимателями домов призрения, просветительских проектов. Наши богатые люди пока еще не получили вкус к этому всему.

- А как он формируется, такой вкус?

- За счет понимания, что вокруг тебя такие же люди. Каких бы успехов ты ни достиг, ты не сверхчеловек.

- Такое понимание приходит с возрастом?

- Я не знаю. То есть для начала надо понимать, что твои сотрудники, с которыми ты работаешь, такие же точно люди, которым необходимо обеспечить нормальные, человеческие условия жизни. Когда предприниматель свыкнется с такой мыслью, он увидит, что таких людей много и вокруг. И еще есть такая простая мысль, которая не очевидна для всех:  если в обществе все довольны и общество живет спокойно, то это главный залог развития любого бизнеса. Потому что если вокруг недовольные, можно потерять бизнес и даже свою жизнь. История про все это рассказывает.

Просто у нас не все люди понимают, что нельзя жить за решеткой, за охраной, и, прикрываясь таким щитом, делать то, что тебе нравится. Рано или поздно эта охрана может не защитить, и тому в истории так же можно найти множество подтверждений. Еще Гегель сказал, что история учит тому, что она ничему не учит.

- Александр, что вы посоветует читать для развития души?

- А что угодно. Что нравится, то и читайте. Уже большое спасибо, что человек приучен к чтению. Для развития души  надо больше размышлять над прочитанным. Не просто плыть по волнам текста, а думать над ним. Над чем угодно, даже над детективами, издающимися большими тиражами в мягкой обложке. Думайте над каждой строчкой. Это тяжело, я понимаю, но иначе с душой ничего не получится.